Греция и Рим

Если мы обратимся теперь к текстильному производству древней Греции, то найдем первые сведения о нем уже в гомеровскую эпоху. В это время преобладающим является изготовление шерстяных тканей, для которых греческое скотоводство создавало достаточно хорошую сырьевую базу. Лен почти не произростал в Греции и льняное волокно приходилось импортировать из других стран. Широкие масштабы производство льняных тканей приобретает только с IV в. (свидетельство Платона) главным образом в Аттике. В эпоху расцвета (V—IV вв.) среди предметов афинского экспорта фигурировали полотна, шерстяные ткани и мягкие тонкие сорта шерсти. Элис торговал льном, Ахайа экспортировала тонкие по лотна, изготовлявшиеся в Патрэ, Коринф вывозил льняные туники. В эпоху эллинизма пурпурные, вышитые и тонкие сорта льняных изделий шли в Грецию из Сирии. Главные массы льняного сырья доставлялись Египтом, который снабжал Грецию также бумагой, парусными полотнами и льняными нагрудниками. До VII—VI вв. до н. э. прядильно-ткацкое производство носило в Греции характер домашнего ремесла. В богатых домах и дворцах греческой знати имелись специальные помещения, где под присмотром хозяйки дома рабыни занимались изготовлением тканей. При этом ткачество считалось высшим из ремесленных искусств и его изобретение греки приписывали богине Афине.

Ткацкий станок в Гомеровскую эпоху имел вертикальную конструкцию и был значительно более примитивным, чем египетский, так как изготовлял ткань определенной длины, соответствовавшей длине рамы, причем нити основы сверху укреплялись неподвижно, а снизу натягивались грузами.

Выделение текстильного производства в самостоятельную отрасль обрабатывающей промышленности и диференциация ткачества и прядения в специальные ремесла в эпоху расцвета рабовладельческого строя в Греции сопровождается прогрессом текстильного производства. В ткацкий станок вносится ряд усовершенствований. Центром изготовления шерстяных тканей становится г. Милет, текстильные изделия которого находят широкий сбыт по всей Греции.

Повидимому к эпохе эллинизма относится распространение в греческих текстильных мастерских станков с горизонтальной рамой и возникновение многоремизных станков для узорчатого тканья. Последние являлись значительным достижением греческого ткачества в сравнении с тем, до чего дошла ткацкая техника древнего Египта.

В отношении ремизного прибора, насколько можно судить по свидетельству Овидия, римский ткацкий станок уступал греческому, пользовавшемуся уже педалями. Ремизки в римском станке представляли собой нити, одним концом привязанные к прямому брусу, а на другом имевшие петли, через которые пропускались каждая вторая, третья, четвертая и т. д. нить основы в зависимости от того, изготовлялась ли простая или более сложная ткань. Для простых материй, называвшихся билексами, нужно было иметь в станке две ремизки; для тканей узорчатых — три («трилекс») и больше ремизок. При натягивании на ткацкой раме основа пробиралась между зубьями берда, разделявшими нити на два ряда и определявшими расстояние между отдельными нитями, пропущенными через петли соответствующей, ремизки. Подъем ремизок осуществлялся вручную двумя работницами Нити основы для образования зева располагались крестообразно, что достигалось выдвижением вперед при помощи прутка сначала одной группы нитей, после чего пробрасывался уток.

Искусство крашения в Риме значительно уступало египетскому, хотя красильное дело было важной отраслью ремесла еще в ранний царский период. Почти все употреблявшиеся в римском текстильном производстве красители были восточного происхождения. Таковы пурпур, кермес, крапп, шафран, орсейль, вайда, красильная церва, чернильный орешек, дубовая кора, корень лотоса, скорлупа свежих орехов, гиацинт (употреблявшийся, например, для окраски одежды рабов в Галлии). Среди протрав, применявшихся греческими и римскими красильщиками, можно отметить квасцы, мыльный корень, винный камень. Окраске подвергалось преимущественно сырье (шелк, чесаные шерсть и лен), а не пряжа и ткани. Крашение пурпуром производилось во многих местах южной Италии, но важнейшим центром этого ремесла оставался г. Тир, где около 300 г. н. э. существовала государственная красильня.

Сок улиток (к которому прибавляли соль) обычно кипятили в свинцовых котлах до получения раствора нужной концентрации. Кипячение продолжалось 10 дней, я если проба (погружение в котел обезжиренной шерсти) была неудовлетворительной, то и больше. Сок брался из свежих улиток, и только значительно позднее (с VI в. и. э.) стал распространяться способ предварительного консервирования улиток (на срок 6 месяцев) с целью транспортировки сырого материала в красильни, отдаленные от береговой линии.

Сравнивая текстильную технику древнего Египта, Индии и Китая с текстильной техникой античных государств, мы должны притти к выводу, что уровень прядения в Греции и Риме был ниже, чем в странах Востока, свидетельством чего является прежде всего то, что применение прялки, повидимому, не было известно греческим и римским прядильным мастерским.

Античное ткачество простых материй также уступает в техническом отношении древневосточному. Только в области узорчатого ткачества греки в позднюю эпоху создали более совершенный тип ткацкого станка с несколькими педалями. Однако римский ткацкий станок демонстрирует упадок ткацкой техники и переход к более примитивной конструкции. Единственным вкладом Рима в технику ткацкого производства было создание конструкции челнока в наиболее рациональной форме. В красильном деле высшие достижения имели место, несомненно, в Египте и у народов передней Азии. Таким образом, в странах со слабым развитием рабовладельческих отношений текстильная техника была на более высоком уровне, чем в классических государствах рабского способа производства. Сложные, искусные операции ткачества и прядения требовали личного мастерства ремесленника и были плохо совместимы с рабским трудом. Вот почему текстильная промышленность Рима в эпоху расцвета рабства знала применение лишь грубых и примитивных инструментов и аппаратов: рабское хозяйство накладывало свой отпечаток и на такие участки его, где свободный ремесленный труд по самой природе этого производства должен был всегда играть значительную роль.

Сайт создан в системе uCoz