Окраска тканей и прогресс техники их печатания
Теория крашения
Важное значение крашения приводит уже в мануфактурном производстве тканей к попыткам теоретически осмыслить процессы крашения и изложить выработанные столетиями эмпирические правила и данные опыта в обобщающих руководствах. Первая работа, посвященная технике окраски льняных материй, вышла во Франции в 1685 г. и принадлежит перу некоего Марпержё. Тот же предмет трактуется и в изданном в 1729 г. немецком «Капитальном руководстве окрашивания льняной и хлопчатобумажной пряжи во всевозможные красивые краски». Название книги шире ее содержания, так как о хлопке в книге совсем не упоминается.
Первым научным трактатом о проблеме крашения является сочинение парижского физика Дюфе (С. Dufay) «Физические наблюдения над смешением нескольких цветов при окраске», опубликованное в 1737 г. в «Записках» Французской Академии Наук. Ценность работы Дюфе — в исследовании влияния различных веществ на шерстяные и хлопковые волокна. Первая попытка дать теорию крашения протравными красителями была сделана в книге Хелло (Hel-lot), вышедшей в 1768 г. — «Искусство окраски шерсти и шерстяных тканей при большой и малой окраске».
Широкое распространение в середине XVIII в. красного (турецкого) красителя и возникновение специальных красильных предприятий имело своим последствием опубликование в 1776 г. Ле Пилером д'Аплиньи (Le Pileur d'Apligny), по заданию французского правительства, руководства по окраске тканей в красный цвет. В 1778 г. появилась работа по крашению известного химика Ма-кера (Macquer), еще в 1749 г. введшего окраску хлопчатобумажных тканей берлинской лазурью.
Новые химические теории, созданные в конце XVIII в. и в начале XIX в. французской и английской школой химиков, привели и к новым взглядам на сущность процессов крашения. В 1832 г. Рунге и в 1834 г. Шеврель (Chevreul) предложили рассматривать окраску, как процесс образования солей. Это было зарождение так называемой химической теории крашения, подробно развитой впоследствии (в 1873 г.) Шютценбергером. Другую — механическую теорию крашения — разработал в 1864 г. Вальтер Крам (Crum). Его взгляды послужили исходным пунктом для позднейшей теории абсорбции (сгущения красок на поверхности волокна).
До 40-х гг. XIX в. в красильном деле продолжают употребляться исключительно естественные красители. С началом промышленного переворота в Англии первое место занял красный краситель, добываемый из краппа. Его распространению особенно способствовал открытый в 1785 г. способ оживления краппа при помощи хлористого олова. В конце XV111 в. во Франции был введен метод горячей сушки промасленных материй, давший отличные результаты. В начале XIX в. этот метод получает применение также и в Англии (Глазго) и Германии (Эльберфельд).
Около 1800 г. в практику английских, французских и немецких красилен входит метод декатировки при набивке шерстяных тканей. В 1810 г. Кёхлиным вводится аналогичный способ для окраски тканей в кусках.
Открытие в 1797 г. Вокеленом и Клапротом хрома имело своим результатом быстрое внедрение в крашение хромовых соединений и протрав. В 1815 г. появился марганцевый бистер и коричневый хромовый краситель, в 1819 г. — желтый хромовый краситель. С 1826 г. стали применять белую вытравку (узоры) на индиговом фоне, а с 1832 г. начали окрашивать шерсть черным хромовым красителем.
Успехи атомной теории, возникновение в 30-х гг. органической химии, переход к лабораторному синтезу химических веществ и открытие Либихом и Велером различных радикалов, в частности бензола, привели к зарождению химии искусственных (синтетических) красок, являющейся важнейшим достижением текстильной химии XIX в. Первый искусственный краситель — пикриновая кислота была получена П. Вульфе еще в 1771 г. действием-азотной кислоты на индиго, но стала производиться в больших: размерах лишь в 1841 г., после того как удалось добыть из фенола каменноугольную смолу (Лоран). Промышленное применение этого J красителя (в шелковом красильном деле) началось в 1849 г. Шер-1 стяные и шелковые ткани, окрашенные этим красителем, имеют желтый цвет. Линючесть пикриновой кислоты, однако, сильно сузила впоследствии сферу ее применения, а затем она совсем перестала употребляться в качестве красителя.