Развитие мюль-машины

Мотальный аппарат Итона
Мюль Кромптона, с 1790 г. приводившийся в действие паровым двигателем, представлял собой машину, в которой равномерность и правильность операций намотки требовала еще значительного личного искусства рабочего-прядильщика. Это обстоятельство с каждым годом начинало все больше противоречить общей тенденции капиталистической техники к автоматизации работы машины и к превращению рабочего в простой придаток последней.

К этому присоединялось в период массовых выступлений рабочих против машинстремление капиталистов «принудить мятежные руки труда к покорности», лишить их всяких привилегий, связанных с их артистической выучкой, игравшей в первые два десятилетия XIX в. значительную роль в производстве мюльной пряжи. Не случайно, поэтому, был изобретен в самый разгар подавления луддитского движения, в 1818 г. английским инженером Вильямом Итоном (Eaton) остроумный механизм для автоматически-равномерной намотки пряжи в мюль-машине, заменивший собой одну из труднейших ручных операций в машине Кромптона.

Мюльный початок имеет сложное строение, объясняемое необходимостью наилучшим путем укрепить намотанную пряжу и сделать удобной ее транспортировку. При намотке нити сначала вырабатывается нижняя узкая часть — гнездо, переходящее затем в цилиндрическое тело, заканчивающееся наверху конусом. Чтобы нить ложилась равномерными слоями на поверхность початка, рабочему приходилось в простом мюле посредством проволоки надниточника все время регулировать вручную направление наматываемой пряжи. Сущность изобретения Итона, на которое он взял патент в 1818 г., заключалась в механическом воспроизведении ручной работы особым аппаратом.

Как видно из рис. 85, этот аппарат состоит из рычага, соединенного с надниточником и скользящего на ролике по дороге. Последняя лежит в специальных прорезах-клиньях, представляющих профиль, в точности соответствующий профилю движения надниточннка во время наработки различных частей початка. Благодаря этому рычаг заставляет надниточник подниматься и опускаться в соответствии с профилем дороги, а движение надниточника передается на нить. Клинья совершают поступательное движение к цилиндрам при помощи винта и храпового колеса — от каретки, а дорога направляется наклонно-стоящим прорезом. Вогнутая часть клиньев соответствует гнезду, а прямолинейная — телу початка.

Мюль Робертса
Итону удалось разрешить одну из задач автоматизации работы мюль-машины. Однако главная трудность попрежнему не была преодолена. Дело в том, что по мере увеличения намотанных слоев увеличивается диаметр початка, и для сохранения постоянного соответствия между скручиваемой и наматываемой пряжей необходимо изменять скорость вращения веретен. Над этой задачей билось большое количество изобретателей и механиков, пока, наконец, инженеру Ричарду Робертсу из Манчестера не удалось в 1825— 1830 гг. найти для нее блестящее решение.

Годы 1821 —1824 характеризуются подъемом английской хлопчатобумажной промышленности, сменившим тяжелый застой, существовавший в период наполеоновских войн. В различных районах Англии происходит стачечное движение, принимающее особенно широкие размеры среди прядильщиков. Рабочие начинают постепенно сознавать ошибочность своих прежних выступлений против машин и переходят к экономической борьбе против капиталистов-предпринимателей за улучшение жилищных условий, повышение зарплаты, сокращение рабочего дня. Усиленная постройка новых прядильных фабрик резко увеличивает спрос на квалифицированных мюльщиков, которые успешно отстаивают свои материальные интересы от посягательства фабрикантов. Манчестерские хлопкопрядильные фабриканты были особенно обеспокоены «деспотизмом» Мюльщиков, с требованиями которых они были вынуждены считаться. И вот Роберте, известный в промышленных кругах как крупный и талантливый инженер, получает задание: найти способ Дальнейшей автоматизации мюля, дабы создать возможность применил неквалифицированного труда в прядильном производстве.

При этом, чем ниже будет точка прикрепления гайки к стержню, тем большая часть цепи начнет отматываться и тем быстрее станут вращаться веретена. Наоборот, при более высоком положении гайки, смотается меньшая часть цепи, и веретена будут вращаться Медленнее. Иначе говоря, принцип журавля основан на законе рычага: удлинение короткого плеча уменьшает скорость движения груза. Во время работы гнезда необходимо вначале дать максимальную скорость вращения веретенам, чтобы они могли принять на себя всю пряжу, освобождающуюся при возврате каретки. Это и Достигается при нижнем положении гайки. Но с каждым новым слоем гнезда диаметр его увеличивается и веретенам требуется Меньшее количество оборотов за данный рабочий период машины Для навивания скрученной нити. Перемещение гайки вверх, вызывая уменьшение отдачи цепи с барабана (короткое плечо рычага Увеличивается), имеет своим результатом замедление скорости вращения веретен. При окончании гнезда гайка занимает наивысшее положение и остается здесь при работе цилиндрической части початка. Передвижение гайки осуществляется вручную вращением рукоятки винторезного стержня, причем длина перемещений должна уменьшаться по мере увеличения наибольшего диаметра гнезда початка.

Такова была сущность изобретения Робертса, автоматизировавшего процесс намотки в мюле (за исключением операции передвижения гайки). В период 1830—1834 гг. изобретатель ввел в машину ряд новых конструктивных улучшений, упростивших функции рабочих, обслуживающих машину.

Итак, мы видим характерное для промышленного капитализма явление: экономическая борьба рабочих против фабрикантов заставляет последних прибегать к техническим усовершенствованиям, с целью уменьшить до минимума ручную работу: «...начиная с 1825 г.», говорит Маркс, «почти все новые изобретения были результатом конфликтов между рабочими и предпринимателями, которые всеми силами старались обесценить труд работников-специалистов. После каждой сколько-нибудь значительной стачки появляется новая машина».

Действительно, после первого кризиса в промышленности, разразившегося в 1825 г. и положившего начало периодическим кризисам капиталистической промышленности, наступил в конце 20-х и в начале 30-х гг. новый промышленный подъем, сопровождавшийся новой полосой стачечного движения в текстильном, металлургическом, угольном и деревообделочном производствах. В частности продолжали отстаивать свои интересы прядильщики, отнюдь не считавшие себя еще побежденными новыми преобразованиями мюль-машины. Однако в период 1830—1834 гг. дальнейшая автоматизация мюля решила участь прядильщиков.

Сельфактор Смита
В результате многолетних работ Джемсу Смиту (J. Smith) удалось в 1834 г. сконструировать мюльную машину, в которой все операции, за исключением некоторых второстепенных, производились уже совершенно автоматически. Как видно из текста патента, который взял Смит, в его машине перемещения всех рабочих органов производятся особым эксцентриковым валом. Изобретателю удалось добиться введением фрикционной шестерни автоматизации даже такой сложной операции, как отмотка пряжи с конца початка. В момент намотки нити несколько витков ее для сохранения связи с вновь скручиваемой пряжей, как и в простом мюле, навиваются на свободный конец веретена. В новом цикле намотки эти витки необходимо предварительно отмотать. Отмотка осуществляется надниточником, соединенным храповой муфтой с веретенным барабаном. Находившийся раньше над пряжей надниточник при обратном вращении веретен опускается цепью на нити. Во избежание провисания нитей и образования в них петель подниточ-ник нагружается пружиной, оттягивающей нить вверх. Переход к намотке начинается быстрым ускоренным возвратом каретки, в конце же этой операции движение каретки замедляется. Это достигается при помощи улиткообразного шкива (скролля), также получающего движение от главного вала. Скорость каретки регулируется другим шкивом—противоулиткой (обратный скролль), на которую намотана веревка, другим концом перекинутая через так называемую малую головку и прикрепленная затем к каретке. При возврате каретки веревка сматывается с противоулитки и наматымается на скролль, при отходе каретки происходит обратная перемотка.

Так как скорость вращения веретен при намотке должна сообразовываться со скоростью движения каретки, то веретена, приводившиеся в действие в период отхода каретки от главного вала, теперь получают движение от каретки через цепь квадранта. Механизм журавля, осуществляющий намотку, ничем не отличается в машине Смита от конструкции Робертса. Точно также равномерность намотки достигается здесь при помощи мотального аппарата Итона (рычаг на ролике, дорога, профиль). Перемещение гайки квадранта производится, как и у Робертса, вручную.

Сайт создан в системе uCoz