Развитие механического ткацкого стайка
Механический ткацкий станок Картрайта в своей первоначальной форме был еще настолько несовершенной машиной, что никакой серьезной угрозы для ручного ткачества его применение не представляло. Поэтому до первых лет XIX в. положение ткачей было несравненно лучше, чем прядильщиков, и их заработная плата обнаруживала лишь едва заметную тенденцию к понижению. Так, после некоторого падения в период с 1790 по 1796 г. (с 40 шил. в неделю до 33) недельная заработная плата ручных ткачей бумажного батиста в следующие 6 лет падает всего на 4 шиллинга (29 шил. в 1802 г.). Однако в период с 1802 по 1812 г. происходит резкое ухудшение материального благосостояния ткачей: их заработная плата падает на 50% (14 шилл. в 1812 г.). Одной из основных причин этого были существенные улучшения, введенные в это десятилетие английскими механиками в конструкцию станка Картрайта и обеспечившие последнему практическое распространение. Еще в 1793 г. по словам Кромптона «Тканье кисеи было ремеслом джентльмена. Ткачи всем своим видом походили на офицеров в высшем чине: в модных сапожках, гофрированной рубашке и с тросточкой в руке они отправлялись за своей работой и иногда привозили ее домой в карете».
Это усовершенствование сохранилось в ткацком станке почти в той же конструктивной форме до конца XIX в. Точно также предложенный Миллером способ прокидки челнока рычагом оказался весьма целесообразным и не подвергался дальнейшим изменениям в течение 60 лет.
В 1803 г. Томас Джонсон (Johnson) из Стокпорта сконструировал шлихтовальную машину, чем окончательно освободил фабричного ткача от необходимости совершать операцию шлихтования на самом ткацком станке. В том же году Джон Тодд (Todd) вводит в конструкцию ткацкого станка ремизный ролик, помещающийся на вершине станка, и вал с кулаками, нажимающими на подножки и вызывающими подъем веревок, к которым прикреплены ремизки.
Наконец в 1803 г. Вильям Хоррокс (Horrocks) из Стокпорта берет патент на механический ткацкий станок, который имел большой практический успех, хотя и был еще далек от совершенства.
Хоррокс оставил в неприкосновенности деревянную станину старого ручного станка. Бердо подвешивалось в верхней балке и приводилось в действие от шатуна центрального вала. Подъем ремизок осуществлялся при помощи эксцентриков (подъемных пальцев), насаженных на другой вал. Метод же снятия готовой ткани был заимствован Хорроксом из усовершенствованного ручного станка, изобретенного за год до этого Вильямом Радклиффом (Radcliff) и получившего известность под именем «dandy loom». Станок Хор-рокса по своему внешнему виду еще весьма походил на свой ремесленный прототип. Именно о нем, очевидно, Маркс писал: «Механический ткацкий станок в своей первоначальной форме состоит преимущественно из дерева... До какой степени старая форма средства производства господствует вначале над его новой формой, показывает, между прочим, даже самое поверхностное сравнение современного парового ткацкого станка со старым ...»
Механический ткацкий станок Робертса
В 1813 г. Петер Эвард (Eward) предлагает использовать для движения батана пневматический принцип. В том же году Вильям Хоррокс берет патент на способ почти полной остановки берда в период прокидки челнока, т. е. развивает дальше идею Марланда. Ясно, однако, что это усовершенствование неизбежно связано было с непроизводительной потерей механической энергии. В 1815 г. Жозеф и Петер Тейлор (Taylor) изобретают так называемый батан с двойным прибоем для грубых материй. В усовершенствованной конструктивной форме этот принцип сохраняется в механических ткацких станках до конца XIX в. при изготовлении определенных сортов тканей. В 1821 г. неутомимый Хоррокс, повидимому в связи с неудовлетворительностью работы тогдашних шлихтовальных машин, выдвигает идею смачивания основы и утка в процессе самого ткачества.
Механический ткацкий станок в 30—50-х гг. XIX в.
После Робертса мысль изобретателей была занята усовершенствованием ряда деталей станка, разрешением задачи автоматической остановки машины в случае обрыва. основной или уточной нити и созданием станков двух типов, с верхним и нижним боем.. В 1833 г. в Америке была изобретена самодействующая шпарутка — приспособление для автоматического сохранения ширины ткани на станке.
В 1834 г. Люк и Джон Смит (Smith) ввели новый способ приведения в действия погонялки, сохранившийся в механических ткацких станках до конца XIX в. Сущность этого способа изложена авторами патента в следующих словах: «Вместо того, чтобы оперировать погонялочными рычагами или погонялкой при помощи зубчатой передачи или другого механизма, ныне находящегося в общем употреблении, мы устанавливаем на окружности каждого махового колеса наклонные криволинейные выступы, которые мы называем наклонными плоскостями; каждая из этих наклонных плоскостей сделана так, чтобы воздействовать на соответствующую ей погонялку при каждом втором обороте коленчатого вала». Здесь речь идет о механизме скролля (scroll-pick), который стал впоследствии широко применяться в станках для производства тяжелых материй, вроде молескина, тика и т. д.
В 40-х гг. вошел в употребление другой существенный прием в технике прокидки челнока, заключающийся в подъемном движении самой челночной коробки. Впервые подвижные коробки, предназначенные для ручного ткацкого станка, были сконструированы в 1760 г. Робертом Кеем (Кау), сыном изобретателя самолетного челнока Джона Кея.3 В 1836 г. Джемс Морисон (Morison) взял патент на подъемные коробки в жаккаровом станке. Наконец, в 1836 г. Нейлор (Neylor) и Крайтон (Crighton) разработали конструкцию таких коробок применительно к механическому ткацкому станку.
Принцип отбора нитей основы при помощи цепи карт, применяемый на жаккаровом станке, был в модифицированном виде перенесен также на механические станки для целей подъема челночной коробки. Это важное усовершенствование было делом рук Диггла (Diggle), взявшего в январе 1845 г. патент на цепной механизм, состоявший из большого количества планок или пальцев разной формы и величины (в зависимости от узора и сорта изготовляемой ткани). Каждый палец (звено) являлся подъемным кулаком для определенной коробки, содержавшей уток определенного цвета. Порядок расположения кулаков на цепи определял и последовательность подъема или спуска той или иной коробки, чем и достигалась нужная комбинация цветов уточной иити в ткани.