Суконное, льняное и шелковое производства

Технические приемы и орудия, употреблявшиеся как во фландрской, так и в итальянской суконной промышленности XIV—XV вв., за исключением процессов крашения, мало чем отличались друг от друга. Суконные мастерские обычно концентрировали в себе ткачество и аппретурные операции, все же подготовительные операции и прядение, как не требовавшие применения сложных рабочих инструментов, выполнялись ремесленниками на дому или же производились по заказу хозяев мастерских крестьянами соседних деревень.

Технологический процесс начинался с сортировки шерсти, имевшей целью отделить длинные извилистые волокна камвольной шерсти от рыхлых и коротких волокон суконной шерсти, а также распределить сырье с качественной стороны по сортам. Затем следовала промывка сырого материала в горячей воде (в чанах) и в холодной проточной воде. Очищенная таким образом от сора, грязи и всяких примесей шерсть высушивалась, после чего подвергалась операции трепания в целях ее разрыхления и окончательной очистки. Для того, чтобы шерсть лучше вынесла предстоящую механическую обработку, волокна перед чесанием пропитывали растительным маслом. Затем производственный процесс разветвлялся на ческу суконной шерсти и камвольной шерсти.

Суконная шерсть шла на расчесывание ручными кардами, представлявшими собой деревянные щетки, поверхность которых была обита короткими и слегка загнутыми металлическими остриями; инструментом для чесания камвольной шерсти служил деревянный гребень с несколькими рядами стальных зубьев различной длины в каждом ряду. Чесальщица распластывала на столе или у себя на коленях пучки волокон и проводила по ним определенное количество раз кардной щеткой (суконная шерсть) или чесальным гребнем (камвольная шерсть). Назначением чески было добиться параллельного расположения волокон в пучке, без него невозможно было бы их равномерное вытягивание и скручивание при прядении.

С XV в. начинается применение сновальных барабанов, устанавливавшихся вертикально и приводившихся в движение рукою сновальщика. Особыми колышками нити делились на поверхности барабана на четные и нечетные н быстро сновались при его вращении. Изображений сновальных барабанов для интересующей нас эпохи мы не имеем (самые ранние рисунки их относятся к XVII в.). Снятые со сновального барабана или рамы нити навивались затем на ткацкую раму, причем запас основы наматывался на задний навой. Широкие сукна вырабатывались двумя ткачами, пробрасывавшими челнок с уточной нитью, один — справа налево, другой — слева направо. Челнок представлял собой плоскую деревянную коробочку с заостренными концами; внутри ее помещалась легкая (обычно сделанная из камыша) полая трубочка (цевка), на которую намотана была уточная нить. Конец-нити пропускался через боковое отверстие челнока и закреплялся на боковой кромке ткани. Для помещения цевки в челнок служил овальный вырез на широкой плоской стороне челночной коробки.

Вышедшая с ткацкого станка материя являлась суровьем, которое необходимо было подвергнуть операции валки; назначение валки заключалось в обезжиривании ткани и в ее свойлачивании. Предварительно сукно кипятилось в горячей мыльной воде, освобождавшей ткань от клея, и прочищалось валяльной глиной, впитывавшей в себя из ткани маслянистые вещества.

Валяние производилось до конца XII в. так же, как и в древнеримском ремесле — ручным и ножным способом. Вся обработка сукна осуществлялась естественными органами самого человека, но примитивность операции и необходимость прилагать большую мускульную силу сделали возможным и выгодным в период быстрого развития сукноделия замену человека в непосредственном воздействии на предмет труда механическим аппаратом — сукновальной мельницей.

Водяное колесо в мукомольных мельницах было повсюду распространено даже в период раннего феодализма, и его легко можно было приспособить для приведения в движение сукновальных инструментов. С этой целью на горизонтальный вал еодяного колеса стали насаживать кулаки, которые при вращении вала нажимали на рукоятку деревянных молотов, вследствие чего головная часть последних поднималась. Когда кулак соскальзывал с рукоятки, тяжелая головка молота падала с размаха почти отвесно в корыто, куда клали сукно и наливали воду с мыльным раствором. Непрерывно чередовавшиеся удары нескольких пестов быстро, по сравнению со старым методом, обрабатывали ткань. Роль рабочего была сведена теперь к переворачиванию ткани для равномерной обработки ее пестами и к впуску (и выводу) время от времени воды в корыто для промывки сукон.

Древнейшие упоминания сукновальных мельниц мы встречаем документах конца XII в. На протяжении XIII в. новый механизм в суконном производстве получает заметное распространение.

Сайт создан в системе uCoz