Техника льняного производства
Техника льняной промышленности при переходе от ремесла к мануфактуре не претерпевает никаких существенных сдвигов. «Прядение и ткачество были разделены в мануфактурный период на новые виды, соответствующие орудия труда подверглись усовершенствованиям и видоизменениям, но самый процесс труда, нисколько не разделенный, оставался ремесленным. Своей исходной точкой машина берет не труд, а средство труда». В льняном производстве, как и в области металлургии, мануфактурный период делает общим достоянием технические принципы, зародившиеся в конце ремесленного периода и имевшие в ту эпоху лишь спорадическое применение.
Самопрялка
В первую очередь это относится к основному аппарату мануфактурных льнопрядилен — самопрялке. Наиболее раннее ее изображение мы находим в одной немецкой рукописи, датируемой примерно 1480 г. Повидимому, она впервые зародилась в итальянском льняном производстве и явилась результатом попытки перенести конструктивную форму веретен в шелкокрутильных машинах на область изготовления льняной пряжи. Из Италии она уже распространилась по германским странам. Территориальная близость и экономическая связанность южногерманских областей с Италией, делает вероятным предположение об итальянском происхождении самопрялки. Об этом же свидетельствует и то обстоятельство, что на итальянских шелкокрутильных станках впервые была достигнута одновременность процесса крутки и намотки, т. е. введен принцип, лежащий в основе самопрялочного прядения.
Если мы взглянем на южногерманскую самопрялку XV в. и сравним ее с конструкцией шелкокрутильной машины, то мы убедимся в том, что первая из них представляет собой не что иное, как соединение основных элементов крутильно - мотального аппарата для шелковых нитей (насаженная на веретено катушка, рогулька, направление нити под прямым углом к оси веретена) с конструкцией колесной прялки (низкий станок, шнуровая передача от колеса на блочок веретена, вращение колеса рукою прядильщика). Разница заключается только в том, что в самопрялке XV в. процесс работы идет обратным порядком: вытянутая из кудели прядь волокон, проходя через ствол веретена, направляется одним из крючков рогульки на катушку, которая наматывает ее на свою поверхность, в то время как рогулька дает нити крутку. Однако процесс самопрялочного прядения качественно значительно отличается от процесса образования шелковой нити. Во-первых, наличие операции вытяжки делает невозможным производить на самопрялке (как и на ручном веретене и прялке) больше одной, в исключительных случаях двух нитей, если самопрялка обслуживается одним человеком. Во-вторых, необходимость наматывать скручиваемую рогулькой пряжу на катушку требует создания в процессе работы разных скоростей вращения веретена с рогулькой и катушки, так как иначе нить только оборачивалась бы вокруг катушки, но никогда не наматывалась бы на нее. Но создать постоянную разницу в скоростях веретена и катушки почти невозможно, а при изменении этой разницы меняется и коэфициент крутки (количество кручений на единицу длины). Поэтому от искусства прядильщика зависит правильно регулировать скорости вращения рогульки и катушки и быстроту питания веретена ссученными волокнами.
В аппарате Леонардо можно было также регулировать степень крутки, изменяя скорость вращения большого колеса при помощи штифтов, вставленных между шнурами и ободом колеса и служащих для натяжения шнура.
Судьба самопрялки Леонардо да-Винчи неизвестна. Во всяком случае, осуществленный в ней принцип автоматической намотки остался практически забытым в течение почти всего мануфактурного периода.
Широкое распространение самопрялочный аппарат в своей южногерманской форме получает только в 30—50 гг. XVI в. К концу XVI в. во всех мануфактурных производствах льняной пряжи — в западной и восточной Европе — самопрялка становится главным орудием прядения: XVII—XVIII вв. — это эпоха господства самопрялочного прядения. Если ручная прялка была характерным орудием ремесленного производства, то самопрялка — типичный рабочий инструмент мануфактурной техники производства льняной пряжи. Дело в том, что осуществление в самопрялке идеи непрерывного прядения (одновременность крутки и намотки) знаменует собой ускорение — почти вдвое — процесса изготовления нити, а тем самым и значительное повышение производительности труда.
Ножная самопрялка. Конструктивные формы самопрялки дают большое разнообразие, в зависимости от тех или иных географически-этнографических зон, в которых она получает развитие. Наибольшую известность в XVI в. приобретает так называемая саксонская ножная самопрялка. Традиционная литература, склонная закреплять крупное изобретение за одним каким-либо лицом, считает обычно творцом этой самопрялки брауншвейг-ского каменотеса Юргена (или Юрга) и датирует ее изобретение 1530 г. Однако элементарный критический обзор источников, на которые опирается эта версия, не позволяет установить ни одного достоверного факта, касающегося личности изобретателя. Отсутствуют, в сущности говоря, и биографические сведения о Юргене и данные о том, что нового внес он в конструкцию самопрялки.
Так как основные моменты, из которых слагается процесс самопрялочного прядения, были уже известны в XV в., то заслугой Юргена (если только он вообще существовал) является, в лучшем случае, присоединение к прялочному аппарату ножного педального механизма, освободившего правую руку прядильщика от функции вращения рукоятки колеса и закрепившего роль двигательной силы за ногой. Тем самым правая рука получила возможность принимать непосредственное участие в процессе прядения (в операциях крутки и намотки), что привело к улучшению качества всей работы на самопрялке.
Если принцип самопрялочного прядения возник в конце ремесленного периода, то основным аппаратом в технике прядения льна самопрялка становится только в мануфактурный период. Первоначальный тип ножной самопрялки, получившей распространение в Саксонии в середине XVI в., нам неизвестен.
Самые ранние, сохранившиеся до нашего времени, ножные самопрялки относятся к XVII в. Английский, ирландский, шотландский и тирольский типы ее хранятся в коллекциях венского музея самопрялок и муниципального музея в Бельфасте.
Для уяснения конструкции педальной самопрялки и хода работы на ней мы возьмем в качестве образца тирольскую самопрялку XVII в. Она состоит из следующих частей: педали, на которую нажимает нога, шатунной передачи (заимствована из токарного станка), большого колеса, диаметром в 30—50 см, шнура, перекинутого через обод колеса и охватывающего блочок катушки, горизонтального деревянного веретена, лежащего в кожаном подшипнике и опирающегося на вертикальную стойку, рогульки, составляющей одно целое с веретеном и имеющей крючки или отверстия для прохождения нити, катушки, свободно надетой на веретено, вертикальной палки, на которой закрепляется пучок волокон, и деревянной стойки всего аппарата.
Техника льняного производства в целом
Технологический процесс на льняной мануфактуре XVI - XVIII вв. слагается обычно из следующих звеньев: 1) предпрядильные операции (трепка и ческа льна и пеньки), в некоторых случаях — приготовление ровницы, 2) прядение, 3) приготовление готовой пряжи для ткачества (беление, перемотка нити на мотовила, катушки и шпульки, снование, заправка основы), 4) тканье, 5) аппретура ткани (беление, крашение, лощение и прессовка).
Мы уже указывали на то, что за исключением некоторых вспомогательных операций, мануфактурное производство покоится в основном на системе ремесленных инструментов, значительно, однако, более развитых и разнообразных по форме, чем аналогичные орудия ремесленной мастерской. Прядение и ткачество — эти два центральных участка производства — применяют сложные ремесленные инструменты (самопрялку и ремизный ткацкий станок), представляющие собой комплекс орудий и приспособлений, выполняющих ряд разнородных операций. На других участках работа производится, главным образом, при помощи простых инструментов, предназначенных для производства одной операции.
Орудием чески попрежнему остается ручной деревянный, реже металлический, гребень, сквозь зубья которого прочесывают зажатый в руке пучок льна. Простота операции обусловливает организацию чески, как правило, вне стен мануфактуры. Для перемотки нити на шпульки, закладываемые в ткацкие челноки, употребляется обычно низкий станок, похожий на прялку, где шнур большого колеса приводит в движение плотно насаженную на ось веретена шпульку, которая сматывает на свою поверхность пряжу с устанавливаемой на неподвижной оси самопрялочной катушки. В тех случаях, когда пряжа предназначена для основы и ее нужно рассортировать в мотки определенной длины, пользуются мотовилом разного диаметра, ручку которого вращает человек.
Следующей операцией является очистка луба, которая производится обычно детьми, отдирающими вручную костру от луба. Затем стебли высушиваются в специальной сушильне. Стебли развешиваются на трех жердях вдоль стен сушильни. Для сушки употребляется огонь костров, располагаемых под жердями, причем топливом служит костра. Для равномерной просушки стебли время от времени переворачивают.
Просушенные стебли поступают на мяльные аппараты. Мялка представляет собой укрепленный на козлах нижний деревянный брусок (12—15 см толщиной и 2—2,5 м длиной), во всю длину которого проходят прорези с заостренными концами, и верхний брусок с двумя ножами по длине, прикрепленный на шарнире к нижнему. Мяльщик укладывает пучок конопли левой рукой на нижний брусок так, чтобы стебли находились вершина к вершине и лапа к лапе, а правой опускает верхний брусок, который, входя своими ножами в прорези нижнего, разламывает костру и отделяет ее от волокна. Полученное волокно, носящее название пеньки-сырца, укладывается в большие копны и хранится затем в сухих вентилируемых амбарах.
Следующей операцией является трепание, задача которого— очистить пеньку от остатков костры, листьев, травы и т. п., отделить от прядильных волокон паклю, разъединить спутавшиеся друг с другом волокна. При обработке пеньки для веревочного производства сырье перед трепкой подвергается еще толчению (в целях придания мягкости волокнам и раздробления крупных ;во-локон), которое производится либо в ручных ступах, как это практиковалось обычно на французских предприятиях, либо в специальных толчейных мельницах, как было принято на русских мануфактурах второй половины XVTII в. Вододействующие толчеи, Устанавливавшиеся часто вдали от самой мануфактуры, около места покупки пеньки (в России), состояли из ряда ступ, в которых пеньковая масса подвергалась обработке пестами, поднимаемыми кулаками водяного вала.