Техника шерстяного производства
При обработке шерстяных волокон и тканей существенное значение уже в мануфактурный период, как и в эпоху машинной индустрии, имеет распадение производственного процесса на два резко отличных друг от друга участка: 1) производство сукон из короткой и рыхлой шерсти и 2) производство так называемых камвольных тканей из жестких, длинных и извилистых сортов шерсти.
Техника суконного производства
Наибольший интерес для нас представляет техника суконной — в собственном смысле этого слова — мануфактуры. Как уже отмечалось, в своей классической английской форме она представляет в XVII—XVIII вв. тип децентрализованного, «рассеянного» предприятия, с концентрацией в самом помещении мануфактуры только окончательных операций сукноваляния, окраски и стрижки сукон и лишь иногда их тканья. Применение ручных инструментов в главных звеньях производственной цепи обеспечивало подобную децентрализацию производства. В России XVIII в. суконное производство, как новая отрасль мануфактуры, возникшая из непосредственных нужд военно-бюрократического аппарата, принимает, наоборот, централизованные формы по преимуществу. Но и в том, и в другом случае общий характер технологического процесса остается неизменным, причем для обеих форм типична широкая ди-ференциация производственных операций.
Общая картина состояния суконного производства показана в одной английской балладе первой половины XVII в., которая Дает, быть может, тип «собирательной» мануфактуры, объединяя отдельные территориально разбросанные участки производства в одно помещение. Из текста баллады видно, что первой операцией на мануфактуре была отборка «тонкого от грубых шерсти сортов», чем занимался специальный рабочий — разборщик. Затем шерсть переходила в руки красильщика, который после окраски передавал ее мотальщику, пропитывавшему материал маслом; на этом заканчивалась предварительная химическая обработка шерсти. Следующая операция — расчесывание мягкой суконной шерсти кардами (камвольная шерсть чешется гребнями, аналогичными употребляемым для льна), представляющими собой доски, поверхность которых усеяна мелкими зубьями разной формы и толщины. Кардование — одна из наиболее тяжелых ручных операций, занимающих большое количество рабочих. Расчесанная шерсть готова уже для прядения на прялке; последняя, как уже было указано, более применялась при изготовлении суконной пряжи, чем самопрялка. Готовая нить перематывалась на шпули и отправлялась к ткачу. Последний, укрепив основу (полученную, очевидно, со сновального барабана), ткал, по ценному свидетельству автора баллады, не только простую, но и узорчатую материю. После этого рабочий красилыцик-растиралыцик очищал сукно от масла и соринок, а другой рабочий — щипалыцик — выщипывал с поверхности сукна узелки. Подобно всем предыдущим, операция сукноваляния описывается в балладе так же как исключительно ручная. Сукновальщик со своим штоком производил валяние суровья. Последние операции, которым подвергается сукно, согласно нашему источнику, были поднятие концов волокон (ворса), выполнявшееся ворсовальщиком, и стрижка ворса, производившаяся особыми ножницами стригальным мастером. Несмотря на художественную форму описания и некоторую его неполноту (отсутствует, например, указание на аппретурные операции — прессование и др.), схема работ суконной мануфактуры, описанная в балладе, в целом соответствует действительности. Подтверждением этому служит серия картинок на обложке одной английской брошюры XVII в., изображающих основные звенья производственного процесса изготовления сукон и употребляемые ручные орудия труда.
Ворсовальные машины получают, повидимому, широкое распространение в итальянской суконной промышленности XVI в. Их производственное значение отмечает в своем сочинении. Цонка. «Благодаря такой удобной и весьма полезной машине», говорит он, «один рабочий может в короткое время обработать много локтей сукна, причем гораздо лучше, чем это делалось прежними способами». В отличие от станка Леонардо, в конструкции машины, описанной у Цонка, ворсовальные приспособления насаживаются на вращающиеся валы, над которыми движется ткань. Кроме того здесь имеется нижний приемный вал, наматывающий на себя обработанные сукна. Он приводится в движение при помощи лопастного колеса, на которое ступает мальчик, одновременно растягивающий одной рукою ткань.
При производстве очень грубой материи оливковое масло заменялось репейным, которого, однако, требуется по сравнению с первым значительно большее количество: так как уток должен иметь большую мягкость, чем основа, то он требует и большего промасливания.
Кардные щетки, представлявшие собой деревянные дощечки, обтянутые бараньей кожей, на которые насажены тонкие, слегка изогнутые железные зубья, служили для разрыхления и размельчания шерсти. Получавшаяся с них пушистая и рыхлая масса шерсти давала в результате мягкую нить, придававшую ткани определенную пушистость. Затем шерсть прочесывалась на гребнях: тонкая — два раза на тонком гребне, грубая — два раза на большом гребне, неподвижно укрепленном на козлах, и третий раз на маленьком ручном гребне, который рабочий держал у себя на коленях. В результате такой чески шерсть превращалась в рулон диаметром 2,5 см и длиной 30 см, идущий для прядения на прялку. Конец веретена прялки скручивал рулон, а левая рука прядильщика одновременно вытягивала его, быстро утоняя. Скрученная нить сматывалась с конца веретена обратным поворотом рукоятки прялки, а затем вращением в первоначальную сторону наматывалась на поверхность кольцеобразного початка, насаженного на веретено. После заполнения початок снимался с веретена, нить с него перематывалась на мотовило, а на веретене укреплялся новый пустой початок.
Мотальный барабан имел оригинальное устройство. Специальными раздвижными брусьями диаметр его мог, по желанию, увеличиваться или уменьшаться. На свободный конец вала барабана насажена шестерня, зацепляющая зубчатку, соединенную с большим маховым колесом; 5 оборотов этого последнего соответствуют 300 оборотам барабана. Каждый оборот большого колеса автоматически отмечается ударами особого молоточка, приводимого в действие рычажком, прикрепленным к другому нижнему колесу. Ударяя по маленькой наковальне при каждом полном повороте махового колеса, молоточек выполняет тем самым функцию контрольно-измерительного прибора, регистрирующего длину перематываемой на барабан нити.
Затем нити выжимались и развешивались для просушки на жердях; их натягивали шнурами в тех местах, где они скрещивались при снятии со сновального барабана. В таком виде основа особым гребнем с зубьями, отстоящими друг от друга на 1,2 см и служащими для разъединения пряди основы при ее навивании, собиралась на ткацком станке. При навивании на сновальный вал шнурки в местах скрещивания нитей заменялись палочками; концевые петли основы пропускали через деревянный брус, причем в то время, как один рабочий вертел вал, другой натягивал основу.
Следующей операцией было продевание основы через ремиз и бердо. Ремиз представлял собой две параллельные деревянные планки, между которыми (и перпендикулярно к ним) закреплялся Ряд шнурков с маленькими петлями («глазками») в средней их части.
Через эти глазки и пропускались нити основы, переходившие дальше через гребень берда, зубья которого были сделаны из камыша и обмотаны просмоленной нитью. На обычных ткацких станках для сукой имелись два ремиза: для переменного подъема и опускания четных и нечетных нитей основы. Ширина ремиза должна была соответствовать ширине берда и ширине основы ткани. Концы пропущенных через ремиз и бердо нитей связывали пучками и насаживали на палку, прикрепленную веревками к товарному навою, т. е. к сделанному из дерева цилиндру.
Смотанная с товарного навоя готовая ткань развешивалась затем на жердях, где ее тщательно осматривали и удаляли с нее сор. После этого сукно поступало в мойку (для удаления замасливающих веществ), производившуюся в открытых чанах или корытах при помощи горизонтально установленных колотушек. Отсюда сукна переносили на сукновальные мельницы. С целью устранения доступа воздуха, быстрого прогревания ткани и ускорения ее ва> ляния, мельничные корыта делались закрытыми, а молоточки штоков (колотушек) устроены были так, что падали на обрабатываемую ткань почти вертикально. Валяние происходило лучше всего в тех случаях, когда крутка нитей утка и основы производилась в противоположные стороны, что способствовало сцеплению ворсинок уже в процессе ткачества и усиливало это сцепление в результате валяния. Это учитывалось обычно при изготовлении пряжи: стремились создать одно направление волокон для уточной нити, и другое — для основной.
Следствием валяния является окончательное очищение сукна от замасливающих веществ и его полное свойлачивание (приобретение им качеств войлока). Перед тем, как пускали в ход сукновальные штоки, ткань смазывали растворенной в воде глиной, которая впитывает в себя маслянистые вещества. После 2-часовой обработки ткани в корыто впускали по особому каналу воду, омывавшую сукно и вытекавшую в открывавшееся теперь на дне корыта отверстие, причем обработка сукна штоками продолжалась. Операцию валяния и промывки заканчивали тогда, когда из корыта начинала выходить уже совершенно чистая вода.
После этого ткани поступали обратно в сукновальню, где они обрабатывались уже в горячей мыльной воде. Когда сукно приобретало необходимую ширину, его тщательно промывали в холодной проточной воде и, закрывая кран, оставляли на короткое время в корыте для стока с него воды. Общая продолжительность процесса валяния достигала для тонких сукон 8—10 час, для средних — 14 час. и для грубых 18—20 час. С целью разглаживания образующихся складок ткань каждые два часа вынималась из корыта. При погружении в мыльный раствор мыло разбрызгивалось посередине сукна, которое складывалось затем вдвое (кромка к кромке.) с таким расчетом, чтобы мыло оставалось в складках материи, а удары штока приходились бы по обратной стороне сукна.
Валяние производилось двумя способами: 1) в длину, при недостаточной крепости ткани или необходимости ее выравнять; сущность этого способа сводилась к сохранению всей "ширины ткани путем складывания сукна на дне корыта в расправленном виде и 2) в ширину, когда крепкую ткань скручивали жгутом и складывали в корыте спиралью; этот способ применялся в тех случаях, когда требовалось сохранить длину суконного суровья.