Введение машин в шерстопрядильном производстве

Революция в хлопчатобумажном производстве оттеснила в 70— 80 гг. XVIII в. на второй план суконную промышленность, в которой господство системы монополий, промышленной регламентации и консервирующая роль купеческого капитала сильнейшим образом задерживали переход от ручной техники к машинной. Происходит довольно заметное географическое перемещение центров английского сукноделия. Старый центр — графство Норфольк с г. Нори-чем во главе, имевшем в 1770 г. 72 тыс. жителей, в последней трети XVIII в. пустеет, уступая место двум новым районам — ИоркширУ (север Англии) и Уильтширу и Соммерсету (юго-запад Англии). Эти перемещения объясняются как отсутствием в Норфольке сырьевой базы и невозможностью конкурировать с дешевыми йоркширскими сукнами, так и, в особенности, революционизирующим влияние новых хлопчатобумажных фабрик на ближайшие районы суконного производства.

История превращения мануфактурного производства - сукон в фабричное с конца XVIII в. до середины XIX в. в полной мере подтверждает это положение Маркса. Челнок-самолет Кея и кар-дочесальные машины Борна и Пауля, примененные сначала их изобретателями на шерстяных предприятиях, нашли настоящее употребление только в хлопчатобумажной индустрии. Возникновение машинного бумагопрядения в 70-х гг. XVIII в. привело к тому, что с конца 80-х гг. переходят и к машинному прядению шерсти. «Дженни», ватер и мюль вытесняют к концу века ручное прядение в Йоркшире. «На севере промышленность развилась до такой степени», констатирует один автор в 1791 г., «что сейчас в окружности Лидса, Бредфорда и Гедерсфильда устанавливается не менее чем 70 дополнительных машин». Другой автор отмечает появление фабричной системы в Йоркшире: «Со времени введения машины здесь образовался класс людей, владеющих машинами или фабриками, они имеются теперь у многих хозяев. Вследствие этого сукно из шерсти выделывается гораздо скорее, значительно больше работает ткачей, а для женщин и детей совсем не осталось домашней работы. После того, как шерсть окрашивается мастером, она посылается на фабрику, где при помощи одного или двух рабочих и нескольких детей прочесывается, тростится, выпрядается и приготовляется для станка самым совершенным образом».

Но ткачество продолжало оставаться уделом ручного станка. Трудность заключалась в слабости пряжи, которая была слишком мягкой, чтобы позволить ускорить в значительной степени быстроту прокидки челнока. Эта трудность обнаруживалась особенно в производстве широких тканей, когда и здесь был впервые введен механический станок. Ввиду этого лучшие куски материй и модные шестяные ткани вырабатывались значительно лучше и быстрее ручным станком, и потребовалось много усовершенствований как в прядении, так и в ткачестве, прежде чем механический станок мог вытеснить своего предшественника. Таким образом, новый пришелец был едва известен в шерстяной промышленности около 1832 г. и совершил очень медленный прогресс в течение следующих двадцати лет».

В центре фабричной шерстяной промышленности Вест-Ридинге машинное ткачество получает быстрое развитие только с середины 30-х гг. XIX в. Так, в 1836 г. здесь насчитывалось 2768 механических ткацких станков, а в 1841 г. их было уже 11 458. Через два года количество станков возросло до 16 870, а в 1845 г. достигло внушительной цифры — 19 191.

Моечные и трепальные машины
Наряду с прядением и ткачеством в первой половине XIX в. превращаются из ручной работы в машинную все приготовительные и аппретурные операции шерстяного производства. К 30-м гг. входит в употребление машина для промывки шерсти. Уже в начале XIX в. моечная машина работала на испанских шерстяных фабриках. В 1807 г. она была выписана во Францию фабрикантом Терно и установлена на его предприятии в Отей. Шерстомойка Терно промывала ежегодно 80 000 тонких рун мериносовых овец. В 1826 г. около Парижа находилось до 40 предприятий по механической мойке шерсти. Первая моечная машина германского производства была сконструирована в 1833 г. шерстяным мастером Сель-махером (Sehlmacher).

Этот аппарат представлял собой ящик, внутри которого вращалась деревянная ось с лопастями, снабженными изогнутыми железными зубьями. При помощи рукоятки рабочий приводил ось в быстрое вращательное движение, а зубья захватывали шерсть, положенную в высушенном состоянии на дно ящика под деревянную круглую решетку. Рабочие затем ручными инструментами разрыхляли и разделяли шерсть, причем сор и очесы падали под решетку. Волчок был ремесленным прообразом будущих шерстотрепальных машин.

Один из первых патентов на шерстотрепальную машину был взят в 1791г. французом Амаве (Amavet). В 1802 г. Фо и Форж из Вервье сконструировали машину, состоявшую из барабана и покрышки, снабженной зубьями, которую нужно было вручную приводить во вращательное движение. Шерсть, стиснутая между поверхностью барабана и верхней плоскостью, разрыхлялась.

Еще более рациональным и получившим в дальнейшем всеобщее распространение оказался другой тип машины, названный «метальным волчком». Одна из наиболее ранних конструкций его (1835 г.) показана на рис. 107. В 1837 г. эта машина была усовершенствована Веддингом и в 1850 г. — Тизером.

Для очистки шерсти от засоряющего ее репья (репейных шишек), шерсть, сильно засоренную этими примесями, стали еще пропускать через особую обезрепеивающую машину. Над созданием рациональной конструкции этой машины работало много изобретателей разных стран: англичане Вильяме (1826), Хайкс (1841) и Сайке (1850), француз Мальто (1861), американцы Кальве (1849) и Годдар (1862).

Кардочесальные машины
Кардочесальные машины для шерсти, вошедшие в употребление в первую половину XIX в., были теми же машинами, что и в хлопкопрядильном производстве, но специализированными применительно к особенностям обработки шерсти. Однако кардочеса-ние шерсти имеет ббльшее значение, чем хлопковое, так как в суконном производстве шерсть поступает прямо с последней карды на тонкопрядильную машину, и качество нити, таким образом, всецело зависит от равномерности и чистоты прочеса шерсти на кард-машинах.

Суконные кардочесальные машины по своей конструкции являются в рассматриваемый период почти исключительно валичными. В деле их усовершенствования на первом месте стоит французская шерстяная промышленность начала XIX в., сыгравшая также большую роль в развитии гребнечесальных, стригальных, трепальных и ворсовальных машин. Уже в 1783 г. владелец суконной мануфактуры близ Шатору Дислонваль сообщал о том, что ему удалось «применить с успехом к кардочесанию шерсти машину, употребляемую для чесания хлопка». В следующем году в центре французского сукноделия — в Лувье были установлены и хорошо работали несколько кардочесальных машин. Новые конструкция этих машин были предложены в 1788 г. Посье и в 1789 г. Ферраном.

Одной из важнейших проблем кардочесания суконной шерсти было найти возможность непосредственной переработки ватки, выходящей из кард-машины, в нить на тонкопрядильной машине. Так как ватка имеет ширину около 1,5 м, то задача сводилась к нахождению способа разделять ватку по ширине на ряд узеньких ленточек, которые круткой на ватере или мюле превращались бы в нить нужной тонины. Эту задачу пытался разрешить еще французский конструктор Луи Мартен в своих патентах 1803 и 1805 гг. на усовершенствованную кард-машину, которую он называл «кардо-пря-дильным» аппаратом (carde-fileuse). В дальнейшем над этой про блемой работали американские инженеры Джон Гоульдинг (Goui-ding — патент 1826 г.) и Монфлэри (Montfleury — патент 1837 г.). Эта труднейшая проблема была окончательно разрешена только в 1857—1861 гг. саксонским механиком Эрнстом Гесснером (Gess-вег). Изобретенный им делитель ватки в кардной машине произ; вел настоящий переворот в прядении суконной шерсти. Но изобретение Гесснера было уже продуктом развития текстильной техникч ъо второй половине XIX в. и о нем мы, поэтому, будем говорить ниже.

Гребнечесальные машины
В технике производства камвольных материй важнейшим достижением фабричной индустрии было введение гребнечесальных машин, отчасти общих с теми, которые применялись для обработки шерсти.

Родоначальница механического гребнечесания — машина Картрайта, даже после усовершенствований, внесенных в ее конструкцию в 1793 г. Генри Райтом и в 1797 г. Джоном Хаукслей, не получила практического распространения до 1825 г. вследствие своей высокой стоимости и выпуска далеко несовершенной продукции.3 Результаты применения первых английских гребнечесальных машин во Франции были также мало удовлетворительны. Между тем, потребность в машинном гребнечесании была так велика, что в 1801 и 1808 гг. в.Париже были объявлены конкурсы на изобретение машины, которая должна была улучшить качество работы или дать экономию в 20—30°/о по сравнению с ручной ческой шерсти.

Единственное удовлетворительное решение задачи было дано механиком Демореем из д'Анкарвиля, известным уже в качестве конструктора льнопрядильной машины. Деморей изобрел гребнечесальную машину, получившую в 1812 г. премию «Общества поощрения нац. индустрии». Она состояла из трех аппаратов: первый разрыхлял шерсть, второй расчесывал ее и третий располагал волокна По длине, образуя из них ленту.

Сайт создан в системе uCoz