Развитие машинного ткачества и изобретение автоматического ткацкого станка

Диференциация и специализация приготовительных и прядильных машин как по звеньям производственного процесса, так и по видам обрабатываемого сырья, а также тенденция к механизации всех участков производства на прядильных фабриках, увеличивая продуктивность труда в прядении, требовали и соответствующего ускорения процессов и повышения их качества и на ткацком предприятии.

С установлением систем верхнебойных и нижнебойных механических ткацких станков с автоматическим остановом при обрыве нити — важнейшей проблемой дальнейшего развития машинного ткачества становится осуществление непрерывности работы станков (главным препятствием для чего была производимая Каждые 5—8 минут смена челночных шпуль и обязательный в эти моменты останов машины), а также производство ткани с различными утками (по цвету).

Неудобство револьверных станков со сменой челноков заключалось в громоздкости револьверного барабана при вкладывании в него большого количества крупных челноков, в необходимости иметь запас челноков и в ограничении количества челночных коробок диаметром барабана. Поэтому многие изобретатели стремились построить работу челнока в ткацком станке на совершенно иных принципах, используя для этой цели новейшие достижения техники.

В частности, огромные успехи электротехники в середине XIX в. приводили к попыткам применять для движения челнока электрическую энергию. Еще в 1844 г. некий Меус (Meus) получил патент на «использование для целей движения челнока через зев силы магнита, действующей на железный челнок». Над этим же принципом работали в 1851 г. Уиток (Whytock) и в 1854 г. Дюран (Durand), в патенте которого описана конструкция ткацкого станка с двумя магнитами (прикрепленными к специальным валам), поочередное действие которых заставляет челнок двигаться слева направо и справа налево через зев.2
Еще раньше возникает идея пневматической прокидки челнока. В 1813 г. П. Эдварт (Edwart) получил патент на приведение в действие ткацкого станка давлением воздуха или пара, действующего на поршень или воздуходувку, укрепленные на станке; в 1862 и 1864 гг. патенты на «пневматический ткацкий станок» были выданы Харрисону (Harrison). Аналогичный патент был получен также Ричардсоном (Richardson).

Сжатие воздуха обычно производилось в поршневом цилиндре, имевшем ряд клапанов, помещавшихся против соответствующих челноков. Струя воздуха, выходившая из клапана под большим давлением и ударявшая по носку челнока, вызывала прокидку его через зев.

Одним из объектов изобретательского творчества являлась проблема замены картона в машине более дешевым и прочным материалом. Рядом конструкторов предлагалось для этой цели воспользоваться специально изготовленными сортами бумаги. Так, в патенте механика Скола из Лиона (1819) фигурируют смазанные особым составом (для предохранения от сырости) и свальцованные бумажные карты. Аналогичные попытки, но без сколько-нибудь заметного успеха, делались затем Аклиным, Жюро, Бланше, Бертраном, Эспуи, Дюраном, Винцензи, Гамильтоном и др. Главной трудностью разрешения задачи в такой конструктивной форме была необходимость предотвратить разрывы бумаги при действии на нее тяжелых игл, чего не удавалось достигнуть.

По другому пути пошел Джон Корри, в аппарате которого функции картона выполняла продырявленная жестянка с наложенным на нее разрисованным на листе бумаги образцом рисунка; контуры последнего обводились сначала твердой кистью, а затем пробивались. Идея деревянных карт, легких, дешевых и не зависящих от влияния температуры, была предложена в 1853 г. торговой палате в Лионе неким Дюбуа. Проект не получил практического осуществления. В 1861 г. Пэньоном, Водо и Ганьером делались опыты с бумажными картонами, изготовленными из оберточной бумаги. Наибольших результатов достиг механик Вердоль, применивший легкий и дешевый картон, к которому была прилажена спереди узорная игла. Система Вердоля является в настоящее время одним из наиболее экономичных типов жаккаровой машины в смысле расходов на картон, изготовляемый из листов бумаги, лишь немного более толстых, чем писчая.

Первоначально в узорчато-ткацких машинах зев получался поднятием только тех нитей основы, которые должны были образовать верхнюю плоскость зева. Но уже в 1853 г. Бюрроу из Лайчестера сконструировал машину, в которой нити основы перемещались из серединного положения вверх и вниз, чем достигалось образование полного зева, более равномерное действие подъемного механизма и большее число оборотов станка. В 1857 г. англичанин Джемсон устроил машину, при которой устранялось получение нечистого зева, образовывавшегося в прежних системах вследствие параллельного движения рамной доски и ножевой рамы.

Наряду с общими типами жаккаровой машины, во второй половине XIX в. были созданы узорчатые машины, предназначенные для выработки специальных сортов тканей. Таковы конструкции Уферта в Хемнице (1844), Бартолома в Берлине (1847), Гюнтера (1854), Мор-дона (1859) и др. Две последние машины служили для производства дамасских материй. Появились также жаккаровы машины, на которых можно было изготовлять бархат, одинарный и двойной плюш, ковровые ткани и т. д.

Сайт создан в системе uCoz