Проблема машинной техники

Современная мировая техника родилась 150 лет тому назад в бурную эпоху революционной ломки всех основ хозяйственной и социальной жизни, в период победоносного утверждения капитализма в передовых западноевропейских странах. Последняя трегь XVIII в.— переломная веха в истории производительных сил человеческого общества.

С первобытных времен, в течение многих тысячелетий материальное производство совершалось при помощи системы ручных орудий и инструментов, зависело от личного искусства рабочего, от его силы и ловкости. Применение машин имело место лишь как спорадическое явление и, главным образом, на второстепенных участках техники. «Машины в собственном смысле слова», говорит Маркс, «появляются лишь в конце XVIII в.». С 70-х гг. XVIII в. целая серия великих изобретений, вызванных в Англии возросшими потребностями рынка, производит в какие-нибудь 50—60 лет грандиозный переворот в экономике английского общества.

На месте старой мануфактурной промышленности с ее узким ручным базисом создается мощная фабричная индустрия, опирающаяся на машинную технику. В ходе этой промышленной революции происходит преобразование и старых транспортных средств: примитивные дороги с гужевым транспортом заменяются железными дорогами с механической паровой тягой, на морских и речных путях сообщения на смену парусно-весельному флоту приходят теперь быстроходные пароходы, вскоре достигающие гигантских размеров.

Ритм общественной жизни ускоряется в небывалой степени. В бешеных темпах фабричного производства, с лихорадочной поспешностью выбрасывающего на близкие и далекие рынки массы изготовленных на машинах товаров, в железной поступи нового парового транспорта, прорезывающего своими линиями все важнейшие магистрали мирового хозяйства, в сказочном росте городов, концентрирующих в себе сотни тысяч и миллионы людей, захваченных водоворотом машинной индустрии, — во всем этом слышится торжествующая симфония утверждающего себя молодого буржуазного общества. Наступает «период победы и утверждения капитализма в передовых странах» (Сталин, Жданов и Киров, замечания о конспекте учебника «Новой истории»), который продолжался с 1789 по 1870 г.

Вызванный переворотом в технике необычайный подъем производительности труда и колоссальный рост производства материальных ценностей вызывает одновременно и небывалое еще обострение противоположностей между трудом и капиталом, богатством и бедностью, раскол населения передовых индустриальных стран на владеющий всеми средствами существования класс капиталистов и на не обладающий никакими средствами жизни, кроме продажи своей рабочей силы, класс промышленного и сельского пролетариата. Самым важным детищем этого промышленного переворота является английский пролетариат. «Современная промышленность лишь потому так разрослась, что она заменила инструменты машинами, мастерские фабриками... и разделила все население на два противоположных лагеря — рабочих и капиталистов».

Итак, промышленный переворот XVIII в. является исходным пунктом формирования и установления нового буржуазного общества, а соответствовавшая ему техническая революция есть историческое условие возникновения крупной фабричной индустрии. Чтобы понять сущность этой технической революции, ее наиболее типичные черты, мы должны дать анализ основных типов машин, изобретенных в эту эпоху и выяснить их специфические функции, отличающие их как от простых орудий производства, так и от отдельных машин, применявшихся в предшествующие периоды. Главной силой в системе условий материальной жизни общества, определяющей развитие общества от одного строя к другому и дающей ключ к пониманию законов истории, исторический материализм считает способ производства материальных благ: «...способ производства охватывает как производительные силы общества, так и производственные отношения людей, являясь, таким образом, воплощением их единства в процессе производства материальных благ».- «Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду, — все эти элементы вместе составляют производительные силы общества». Орудия производства, вместе с тем, входят в состав средств производства (земля, леса, воды, недра, сырые материалы, орудия производства, производственные здания, средства сообщения и связи и т. п.).

Орудия производства или средства труда, которые с самого зарождения человеческого общества являются необходимым элементом трудового процесса, служа проводником воздействия рабочей силы на предмет труда, проходят на длинном пути своего развития через разные формы и претерпевают различие качественные изменения. Средства труда Маркс делит: 1) на механические средства труда (все средства, действующие механически на обрабатываемый предмет), 2) на химические средства труда («сосудистую систему производства»), при помощи которой совершаются химические процессы в предмете труда, 3) на средства транспорта и связи, служащие для пространственного перемещения объектов и средств труда и самих рабочих, 4) на общие условия производства, непосредственно не участвующие в последнем, но являющиеся необходимой предпосылкой функционирования процесса труда (земля, вода, недра, здания, каналы, дороги и т. п.).

Первые две группы составляют средства труда в узком смысле слова, причем главную роль в технике (до конца XIX в.) играют механические средства труда. Первоначальной формой, в которой выступает средство труда, является орудие. Эпоха первобытнообщинного строя, за исключением последних его этапов, знает только архаические орудия, которые, с момента зарождения ремесл и отделения их от земледелия, превращаются в ремесленные орудия производства. Последние являются преобладающим средством труда для всех обществ, в основе материального производства которых лежит ремесленный базис, т. е. для античного и феодального общества и эпохи мануфактурной промышленности. Ремесленные орудия выступают в двух формах:
1. В форме «двигательных» ремесленных орудий. В мануфактурный период (а отчасти и раньше) они разрастаются в машины, не способные, однако, революционизировать производство; эти орудия, «на которые человек с самого начала действовал, как простая двигательная сила», мы уже рассмотрели выше. Теперь нужно только добавить, что такие орудия могут быть простыми и сложными: зернотерка, ручной мех — простые орудия; ручная" мельница, жернов-бегун, ножной молот — сложные орудия, так как в них импульс, даваемый человеческой рукой или ногой, превращается в движение рабочего органа путем преобразования, направления полученной орудием механической энергии.
2. В форме ремесленных инструментов. В эпоху промышленной революции они превращаются в машины, революционизирующие производство. Оперируя этими инструментами, человек осуществлял непосредственное воздействие на предмет труда, а не выступал лишь как двигательная сила (как в первой категории «двигательных» ремесленных орудий).
Почти все текстильные орудия могут быть отнесены к числу ремесленных инструментов. Среди них мы также должны отметить простые ремесленные инструменты, как например, веретено, чесальный гребень, набойная доска, стригальные ножницы и т. п., состоящие из одного рабочего органа, и сложные ремесленные инструменты, состоящие из нескольких частей или органов, имеющих самостоятельные функции, как например, прялка, самопрялка, ткацкий станок. Характерной особенностью ремесленных инструментов — простого и сложного типа — является то, что работа на них всецело зависит от личного искусства человека. При этом человек может выполнять в качестве дополнительной функции одновременно и функцию двигательной силы. «Во многих ручных орудиях», говорит Маркс, «различие между человеком как простой двигательной силой и как рабочим, выполняющим собственно рабочий труд, приобретает чувственно воспринимаемую форму. Напр., при работе на прялке нога действует только как двигательная сила, между тем как рука, работающая при веретене, щиплет и вращает, т. е. выполняет собственно операцию прядения. Как раз эта последняя часть ремесленного инструмента прежде всего и захватывается промышленной революцией».

Если «двигательные» ремесленные орудия в процессе медленной эволюции перерастают в машины ремесленной формы и, соединяясь с двигателями и трансмиссией, образуют различные мельничные механизмы, то ремесленные инструменты, наоборот, превращаются в машины, революционизирующие промышленность путем резкого качественного сдвига, путем скачка, вырывающего процесс труда из рук человека и передающего его механически действующему аппарату.

В чем же отличие машины, производящей промышленную революцию; от ремесленного инструмента? О точке зрения буржуазных математиков и механиков, которые определяют машину как сложное орудие, представляющее собой комбинацию простых механических средств вроде рычага, винта, клина и т. д., Маркс писал, что «с экономической точки зрения это определение совершенно непригодно, потому что исторический элемент в нем отсутствует». Столь же неудовлетворительна и другая буржуазная теория, в которой «различие между орудием и машиной хотят открыть в том, что при орудии движущей силой служит человек, напротив, движущая сила машины — сила природы, отличная от человеческой силы, «апр., животное, вода, ветер и т. д.». Руководствуясь таким критерием, пришлось бы многие сложные машины, имевшие вначале ручной привод, считать орудиями, а плуг, существовавший еще в родовом обществе, называть машиной, так как он приводился в действие 'быком. Вывод, как видим, явно нелепый.

Анализируя машины, заложившие основу крупной капиталиста; ческой промышленности, Маркс устанавливает, прежде всего, следующее положение, дающее ключ к пониманию всей проблемы машинной техники: «Всякая развитая совокупность машин (Maschi-nerie) состоит из трех существенно различных частей: машины-двигателя, передаточного механизма, наконец, машины-орудия, или рабочей машины. Машина-двигатель действует как движущая сила всего механизма. Она или сама порождает свою двигательную силу, как паровая машина, калорическая машина, электромагнитная машина и т. д., или же получает импульр извне, от какой-либо готовой силы природы, как водяное колесо от падающей воды, крыло-ветряной мельницы от ветра и т. д. Передаточный механизм, состоящий из маховых колес, подвижных валов, зубчатых колес,, эксцентриков, стержней, передаточных лент, ремней, промежуточных приспособлений и принадлежностей самого различного рода, регулирует движение, изменяет, если это необходимо, его форму, напр. превращает из перпендикулярного в круговое, распределяет его и переносит на рабочие машины. Обе эти части механизма существуют только затем, чтобы привести в движение рабочую машину, благодаря чему последняя захватывает предмет труда и целесообразно изменяет его. Промышленная революция в XVIII веке исходит как раз от этой части машин, — от рабочей машины. И теперь каждый раз, когда ремесленное или мануфактурное производство превращается в машинное, исходным пунктом служит рабочая машина».

Итак, решающее значение в процессе перехода от мануфактуры к крупной машинной индустрии принадлежит рабочим машинам. Революционизирующий характер этих машин отчетливо выступает при сравнении их с ремесленным инструментом. Зависимость инструмента от ограниченности естественных органов человека, поскольку инструмент есть механическое приспособление, которым всесторонне оперирует сам рабочий, определяет границы влияния орудия на технику производства, невозможность крупных технических переворотов при господстве системы ручных орудий. «Количество рабочих инструментов, которыми человек может действовать одновременно, ограничено количеством его естественных орудий производства, количеством органов его тела». Наоборот,, даже самая несовершенная машина, эмансипируясь от функций и особенностей человеческого организма, создает принципиальную возможность огромного количественного роста применяемых в ней инструментов (при той же затрате труда и том же количестве рабочей силы), т. е. повышает производительность труда в такой сте пени, какая зависит только от конструктивных качеств и условий работы машины.

Таким образом, рабочая машина представляет собой «механизм, который, получив соответственное движение, совершает своими орудиями те самые операции, которые раньше рабочий совершал Подобными же орудиями. Исходит ли движущая сила от человека или же в свою очередь от машины, это ничего не изменяет в существе дела. После того как орудие в собственном смысле слова перешло от человека к механизму, машина заступает место простого орудия».

Несмотря на разнообразие типов рабочих машин, изобретенных в эпоху промышленной революции, все их можно разделить на 3 группы:
1. Машины, действующие массой однородных или одинаасовых инструментов, каждый из которых был единственным инструментом ремесленного или мануфактурного рабочего. Здесь «прилаженные к корпусу рабочей машины действующие органы являются старыми знакомыми, как веретена у прядильной машины, спицы у чулочно-вязальной машины, пилы у лесопильной машины, ножи у резальной машины и т. д.».
2. Машины, действующие рядом разнородных по своему назначению инструментов и выполняющие работу, для совершения -которой раньше требовался комбинированный труд ряда мануфактурных рабочих (ткацкий станок, бумагопрядильная машина, машина для выделки конвертов). Такая машина «... представляет лишь более или менее измененное механическое издание старого ремесленного инструмента, как в случае с механическим ткацким станком».
3. Машины, действующие одним инструментом и выполняющие ряд последовательных точных операций, которые раньше зависели от искусства, с которым рабочий прилагал к обрабатывав мому предмету такой же ручной инструмент (механический токарный станок, фрезерный станок, строгальный станок).

Во всех этих случаях мы имеем превращение инструмента из орудия рабочего в механическое приспособление самой машины, причем увеличение количества этих приспособлений ничем принципиально не ограничено. С другой стороны, процесс труда, совершавшийся при помощи ручных орудий и зависевший в отношении качества работы, скорости и точности изготовления продукта, характера различных движений и операций от личных свойств рабочего (его воли, умения, зоркости, расчета и т. п.), превращается в машине в механически воспроизводимую работу, в которой роль рабочего сводится к простейшим операциям, к контролированию и наблюдению за ходом машины.

Таким образом, в системе ручной техники технологический процесс строится (с точки зрения формы, чередования звеньев, длины рабочего периода, функций отдельных рабочих) по субъективному признаку, в машинной же технике он носит объективный характер, так как базируется на сознательном применении данных науки и не зависит от субъективных качеств рабочего. В фабричном производстве, в отличие от мануфактурного, «... проблема выполнения каждого частичного процесса и соединения различных частичных процессов разрешается посредством технического приложения механики, химии и т. д.». В то время как орудие надо было приспособлять к функциям рабочего, машина, наоборот, заставляет рабочего приспособляться к ее функциям.

Создание рабочих машин было первой фазой промышленной революции XVIII в. Для приведения машин в действие необходимы были более мощные и совершенные двигатели, чем те, которые находились в распоряжении общества в период мануфактуры и которые были рассчитаны, в основном, на ручные орудия и аппараты.

Из старых двигателей наибольшее значение имело водяное колесо, на базе которого в крупных мануфактурах возникли мельничные механизмы — предшественники будущих машинных агрегатов. Однако водяной двигатель был неспособен стать энергетической основой новой фабричной индустрии, так как: 1) его применение локально ограничено, т. е. возможно лишь при наличии соответствующих географических условий (реки, пруды, водопады и т. д.), тогда как фабричное производство распространяется повсеместно, независимо от таких природных ограничений; 2) его работа прекращается зимой во время замерзания источников водяной энергии; 3) его мощность совершенно недостаточна для приведения в действие ряда крупных рабочих машин. Вот почему, как только в Англии возникли первые фабрики с машинным оборудованием, перед капиталистами, техниками и изобретателями сейчас же встала проблема создания нового двигателя, отвечающего нуждам капиталистической индустрии.

Таким двигателем, вызванным к жизни в 70—80-х гг. XVIII в. потребностями фабричной промышленности, была паровая машина, которая произвела, по выражению Маркса «вторую революцию» в технике. «С этого времени та отдельная рабочая машина, которую мы рассматривали до сих пор, низводится до степени простого элемента машинного производства. Один двигательный механизм может теперь приводить в движение много рабочих машин одновременно. С увеличением количества рабочих машин, одновременно приводимых в движение, растет и двигательный механизм, -а вместе с тем передаточный механизм разрастается в сложный .аппарат». Рабочая машина становится лишь органом единого фабричного механизма с общей энергетической установкой.
Основные этапы исторического хода промышленной революции XVIII в. следующие:
1. Переворот в текстильном производстве, заключавшийся в изобретении и внедрении в технологический процесс рабочих машин, которые положили основу фабричной системе.
2. Изобретение парового двигателя, ставшего «универсальным мотором» крупной капиталистической промышленности.
3. Переворот в металлургии, вызванный потребностью в больших массах металла со стороны нового машинного производства.
4. Переворот в машиностроении, начало производства машин машинами и создание в фабричной индустрии адекватного ей технического базиса.

Сайт создан в системе uCoz