Прочие страны древнего Востока
Помимо Египта, льняным производством славилась в древности Колхида — страна, занимавшая территорию южной части современной Грузии. По свидетельству римского писателя Страбона льняные ткани и льняное волокно Колхиды попадали через черноморские колонии Рима в различные страны Востока. Тонкие изделия из льна, производившиеся жителями Колхиды, являлись во времена Августа (I в. н. э.) предметом римского импорта.
Родиной шелкового производства являлся, несомненно, Китай, где изготовление шелковых тканей было известно уже 4600 лет тому назад.3 Отсюда эта отрасль текстильной промышленности была занесена в ИнДию, познакомившую с нею, в свою очередь, древний Вавилон. Именно от Вавилона, по словам Плиния, искусство обработки шелка было заимствовано и римлянами.
Что касается самой культуры разведения шелковичных червей, то она распространялась из Китая в Тибет, западную Азию и северную Африку. Походы Александра Македонского познакомили с ней и греков. 4 В Риме первые шелковичные плантации начинают создаваться во времена императора Юстиниана (VI в. н. э.).
Шерстяное производство достигло высокой ступени развития в Китае в период династии Цинь (с III в. до н. э.), как показывает анализ шерстяных тканей, добытых в 1924—1925 гг. монголо-тибетской экспедицией П. К. Козлова в курганных погребениях. Некоторые из этих тканей превосходят по крепости нитей лучшие сорта современных сукон. Специальным исследованием удалось установить, что монгольские ткани были окрашены краппом, содержащимся в корне растения марены, и состоящим из ряда глюкозидов, переходящих в процессе брожения в красящие вещества. Главные из этих глюкозидов — ализарин и пурпурин — окрашивали ткань после ее предварительной обработки алюминиевой протравой, свойства которой были, очевидно, хорошо знакомы монгольским мастерам-красильщикам.
Центром производства хлопчатобумажных тканей с древних времен была Индия. Очень рано (вероятно, за 2000 лет до н. э.) текстильное ремесло развилось здесь в самостоятельную отрасль производства. Это обстоятельство, наряду с необходимостью вырабатывать пряжу из очень мягкого и эластичного материала, не выдерживающего слишком большого натяжения его веретеном, сделало индусского прядильщика пионером в деле изобретения нового прядильного орудия, обладавшего значительно большей производительностью, чем веретено. «Лишь унаследованная, накопленная из поколения в поколение, специальная сноровка сообщает индусу, как и пауку, его виртуозность», говорит Маркс. Характерное для рабовладельческой формации (в отличие от родового строя) стремление «сделать ремесло наследственным, око-стенить его в виде каст или в виде цехов» после того, как произошло уже отделение ремесла от земледелия, особенно яркую форму принимает именно в Индии. Индусское прядильное производство, достигшее с рабовладельческой эпохи сказочно-виртуозного характера, выпускало на рынок пряжу от № 150 до N° 400 (по английской нумерации), из которой изготовлялись тончайшие ткани. «Муслин из Дакки по своей тонкости, ситцы и другие материи из Короманделя по своему великолепию и прочности красок никогда еще не были превзойдены».
Прядение. Естественно, что при исключительной тонкости нити, шедшей на индийские ткани, обычный метод веретенного прядения был непригоден. Нужно было либо держать веретено все время в руке, либо приложить его к какой-нибудь точке опоры. Мы уже познакомились выше с этой последней формой индийского прядения, при которой веретено вращается внутри скорлупы кокосового ореха. Следующим шагом в развитии этого принципа было, повидимому, еще и сейчас употребляющееся в некоторых странах Востока веретено-волчок, заостренное книзу и приводящееся во вращательное движение на полу, — операция, которая могла, в результате длительного опыта, навести на мысль использовать для вращения веретена веревочную передачу. Введение последней должно было резко сократить количество затрачиваемого на процесс прядения труда и тем самым вызвать существенный прогресс в прядильной технике.
В самом деле, при веретенном прядении попытки увеличения производительности труда неизбежно упирались в сравнительно небольшую скорость вращения веретена и в быструю утомляемость правой руки прядильщика, выполняющего функцию двигательной силы для веретена в очень неэкономичной форме прерывистых импульсов, осуществляемых мускульной силой одних только пальцев руки. Как и для многих ремесленных орудий, здесь наиболее целесообразной формой разрешения механической задачи (сообщение веретену быстрого вращения) являлось использование мускульной силы всей руки прядильщика для вращения рукоятки, соединенной с самим рабочим инструментом (веретеном). Эта задача была разрешена в Индии изобретением колесной прялки.